четверг, 23 августа 2012 г.

Образовательная программа по образовательной робототехнике и микроэлектронике

При внедрении в школе занятий по образовательной робототехнике одна из проблем, которые необходимо решать - составление образовательной программы. Мне тоже пришлось составлять ее, поэтому решил опубликовать ее в Сети с целью облегчить жизнь коллегам, ну, и возможно получить критические советы по тексту, которые позволят ее улучшить.

Отличительные особенности образовательной программы

Переход образовательного учреждения из гимназии, ориентированной традиционно на гуманитарное образование, в лицей инженерного направления настоятельно выдвигает следующие требования к образовательной программе.
Базовой составляющей любой инженерной деятельности является проектно-конструкторская деятельность.

Конструирование представляет собой процесс разработки конструкции системы (продукта деятельности) с использованием определенным образом связанных стандартных и изобретенных элементов.

Проектирование, в отличие от конструирования, связано с научно-техническими расчетами на чертеже основных параметров будущей технической системы, её предварительным исследованием. Продукт проектировочной деятельности выражается в особой знаковой
форме: текст, чертеж, график, расчет, модель на компьютере, техническое описание изделия (DataSheet).

Проектно-конструкторская компетенция - одна из составляющих в структуре деятельности обучающихся, направленной на формирование инженерного мышления. Поэтому очень важно учить подростков не только копировать, но и
- зная результат деятельности, создавать новое на основе понимая основного принципа;
- разобравшись с принципом построения (конструкции) устройства, перенести его на новую конструкцию;
- есть характеристика предполагаемого продукта деятельности – надо найти новое решение для его создания;
- позволять лицеисту быть консультантом: просто и доходчиво объяснить людям, не связанным с техникой, интересующую их тему;
- создавать условия для разделения и распределения большой задачи на маленькие части и организовать их реализацию;
- учить определять «узкое» место в конструкции и устранять недостатки;
- использовать предмет не по назначению для нахождения решений в проблемных ситуациях;
- уметь распределить обязанности в группе для максимально эффективного результата;
- понимать, что не должно существовать "невозможных решений", должны быть "нецелесообразные решения".

Для описания компетенции можно использовать также таксономию Блума, где представленные признаки можно описать более привычными для педагога терминами макета федерального государственного стандарта высшего профессионального образования: умеет использовать знания (понимает), умеет применять на практике (применяет), владеет методами анализа (анализирует), владеет синтезом (синтезирует), умеет оценивать (оценивает).
Рассматривая эти подходы для формирования инженерного мышления через техническую деятельность, можно обратиться к вопросу о привнесении личностного в продукт деятельности на разных уровнях проявления исполнительских характеристик:
•компилятивном воспроизведении (точно по тексту инструкции);
•аналитическом (разделение текста на интерпретируемую и неинтерпретируемую части);
•исследовательском (привнесение в интерпретируемую часть «собственного «прочтения);
•креативном (творческое преобразование конструкции, отличающееся нестандартностью и новизной).

Подобные характеристики применимы для определения уровня и типа творческого развития обучающегося (компилятор, аналитик,
исследователь и креатор). При соответствующем выстраивании педагогических действий можно рассчитывать на эффект
преобразования этих типов от компилятора до креатора (творца).

Цели модифицированной программы:
Создание условий для личностного развития обучающихся лицея через научно-техническое творчество.

Задачи:
• формирование и развитие потребностей технического творчества у обучающихся лицея;
• создание творческого сообщества увлеченных робототехникой учащихся лицея;
• следование нормам авторского права как средство формирования и развития этических принципов и идеалов личности;
• внедрение инженерного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала обучающихся;
• выявление одаренных детей, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.

Тип классов — общеобразовательные 5-11 классы.
Вид классов — классы нормы.
Сроки реализации программы— 2 года.

Программа деятельности образовательной робототехники предполагает разделение на подструктуры:
- конструирование роботов на основе роботонаборов LEGO Mindstorms NXT 2.0,
- робототехника и микроэлектроника на основе микроконтролеров Arduino/Freeduino.

Учащимся в возрасте от 10 до 18 лет предлагается двухлетний двухуровневый образовательный комплекс с органичной взаимосвязью учебных и досуговых занятий как групповых, так и индивидуальных.

Скачать программу полностью можно по ссылке

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...